Ия преступления, лиц, виновных в его совершении, а также принятие всех предусмотренных законом мер для их наказания в соответствии с уголовным законодательством - страница 12



Обыск в жилом помещении производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ (следователь возбуждает, с согласия прокурора, ходатайство перед судьей, который рассматривает это ходатайство единолично, в течение двадцати четырех часов с момента поступления, в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства (например, в результате промедления могут быть утеряны доказательства по уголовному делу), следователь производит обыск по своему постановлению без получения судебного разрешения; в этом случае он направляет в течение 24 часов уведомление судье и прокурору о проведенном обыске). Получив уведомление и приложенные к нему материалы (копию постановления о производстве обыска и протокол обыска) судья также в течение двадцати четырех часов проверяет законность произведенного обыска, по результатам проверки принимает решение о законности либо незаконности проведенного обыска. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.[1]

До начала производства обыска следователь предъявляет постановление об его производстве, а в случаях производства обыска в жилых помещениях - решение суда, разрешающего его производство. Статья 5 УПК дает нам понятие жилого помещения – это помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания.[2]

Перед производством обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы и документы, могущие иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия подлежащих изъятию предметов и документов, следователь вправе не производить обыск.

При производстве обыска могут вскрываться помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске обстоятельства частной жизни, личной и семейной тайны лица, занимающего данное помещение, или других лиц.

Во избежание возможной утечки информации о проведении обыска, предупреждения возможных соучастников, следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

При производстве обыска, во всяком случае, изымаются предметы и документы, изъятые из оборота (наркотические средства, ядовитые вещества, огнестрельное оружие, в случае отсутствия разрешения на его хранение и т.д.).

Изъятые предметы и документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска или выемки, что удостоверяется подписями понятых и других присутствующих при этом лиц.

С разрешения следователя при обыске может присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск.

При производстве обыска составляется протокол, в котором должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы или документы, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы должны быть перечислены с точным указанием количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности цены.

Если при производстве обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать предметы или документы, подлежащие изъятию, это отмечается в протоколе с указанием принятых мер.

Копия протокола обыска вручается лицу, у которого он был произведен, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в организации, то копия протокола вручается под расписку ее представителю.

По общему правилу обыск производится в дневное время, в ночное время обыск производится лишь в исключительных случаях, не терпящих отлагательства, к которым можно отнести случаи, когда следователю достоверно известно, что в помещении совершается или только что совершено преступление, либо промедление может привести к сокрытию либо уничтожению следов преступления. Законодателем не отрегулирован случай, при котором начавшийся в дневное время обыск днем не закончился (т.е. до 22 часов). Решение данной проблемы предложено О.Я. Баевым. Он предлагает с наступлением ночного времени обыскиваемое помещение или иное место опечатать и обеспечить его охрану до окончания ночного времени, после чего продолжить обыск. При отсутствии такой возможности обыск должен быть продолжен и в ночное время (как разновидность предусмотренных законом случаев обыска, не терпящих отлагательств).[1]

Выемка – это следственное действие, в процессе которого производится изъятие определенных предметов и документов у конкретных лиц и в конкретном месте.

Другими словами, при необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и, если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка (ст. 183 УПК РФ), о чем составляется соответствующий протокол (при выемке точно известно, какие предметы и документы, и у кого необходимо изъять, в отличие от обыска, где у следователя есть лишь основания полагать, что у кого-то в примерно обозначенном месте находятся предметы либо документы, имеющие значение для расследования уголовного дела, т.е. требуется произвести определенные действия для их отыскания).

Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, производится следователем с согласия прокурора. Выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения.

Перед производством выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

В случае, если у следователя имеются основания полагать, что в одежде подозреваемого (обвиняемого) либо на теле скрыты предметы и документы, имеющие значение по делу, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов (ст. 184 УПК РФ). Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления, если он производится при задержании лица (личный обыск подозреваемого) или заключении его под стражу (в порядке ст. 108 УПК РФ), либо есть основания полагать, что лицо на себе скрывает вещественные доказательства по делу.

Личный обыск производится только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в производстве обыска. При производстве личного обыска, о его ходе, содержании и результатах следователем (дознавателем) составляется протокол по правилам, предусмотренным ст.ст. 166, 167 УПК РФ.

7. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись телефонных и иных переговоров

При наличии достаточных оснований полагать, что письма, телеграммы, радиограммы, бандероли, посылки и другие почтово-телеграфные отправления могут содержать сведения, документы и предметы, имеющие значение для уголовного дела, на них может быть наложен арест (ст. 185 УПК РФ).

Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления и выемка их в почтово-телеграфных учреждениях производится только на основании судебного решения. Для получения такого решения следователь с согласия прокурора обращается в суд с ходатайством.

В ходатайстве следователя о производстве ареста на почтово-телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:

1) фамилия, имя, отчество лица, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, точный адрес этого лица;

2) основания для наложения ареста и выемки;

3) виды почтово-телеграфных отправлений, подлежащих аресту;

4) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления.

В случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, его копия направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя.

Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтово-телеграфных отправлений производится следователем в учреждении связи с участием понятых из числа работников данного учреждения. В необходимых случаях для участия в производстве осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений следователь вправе вызвать специалиста, а также переводчика. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений составляется протокол, в котором указывается: кем и какие почтово-телеграфные отправления были подвергнуты осмотру, скопированы и отправлены адресату или задержаны.

Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о производстве ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но в любом случае не позднее окончания расследования.

Контроль и запись телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц, которые могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, допускается по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях и только на основании судебного решения (ст.186 УПК РФ).

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или членов их семей, контроль и запись переговоров допускаются по их письменному заявлению, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения. В этом случае, следователь с согласия прокурора обращается за получением разрешения с ходатайством в суд.

В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым должны производиться контроль и запись переговоров;

3) фамилия, имя, отчество лица, чьи переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в соответствующий орган для исполнения.

Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до шести месяцев. Если контроль и запись переговоров становятся не нужны, следователь выносит постановление об их прекращении, но в любом случае данное следственное действие прекращается не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи переговоров и краткие технические характеристики использованных средств.

О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием понятых и при необходимости специалиста, а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

Фонограмма в полном объеме приобщается к уголовному делу на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

8 . Производство экспертизы

31 мая 2001 г. принят Федеральный закон «О государственной судебно-
экспертной деятельности в Российской Федерации». В нем закреплены принципы государственной судебно-экспертной деятельности и иные ее общие положения, обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно-экспертного учреждения, регламентирован порядок производства экспертизы в таком учреждении. В статье 2 Закона изложена задача государственной судебно-экспертной деятельности, которая состоит в оказании содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

В Законе определяются объекты экспертных исследований. Ими могут быть вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится экспертиза лиц. В статье 10 Закона закреплено, что при проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме и повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

При производстве экспертизы руководитель обязан: обеспечить условия, необходимые для проведения исследований (приборную базу, материалы и средства информационного обеспечения), осуществлять контроль за полнотой и качеством проводимых исследований с соблюдением сроков производства судебных экспертиз. При этом он не вправе вмешиваться в ход и результаты экспертного исследования, давать эксперту указания, способные влиять на содержание выводов по конкретной экспертизе. Эта норма обеспечивает реализацию принципа независимости эксперта. В законе законодателем дано определение Государственного эксперта – это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.

Уголовно-процессуальное законодательство не содержит каких-либо ограничений для привлечения лица в качестве эксперта. В ч.2 ст. 195 УПК РФ говорится: «Судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями».

В Законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» четко указаны требования, предъявляемые кандидату в Государственные эксперты: должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (ст. 13 Закона).

В Законе отражены особенности деятельности государственного эксперта, которые имеют большое значение в реальном обеспечении принципов объективности статуса государственного эксперта (в отличие от частного эксперта).

Предусмотрено, что государственный эксперт не вправе (ст. 16 Закона):

· принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя судебно-экспертного учреждения;

· осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта;

· вступать в личные контакты с участниками процесса;

· самостоятельно собирать материалы для производства судебной экспертизы.

К числу экспертиз, производимых в отношении живого лица, относятся экспертизы медицинского профиля (судебно-психиатрическая, судебно-наркологическая, судебно-медицинская и ряд иных), а также судебно-психологическая.

Закон регулирует вопросы добровольности и принудительности при производстве экспертизы, хотя определение круга лиц, которые могут направляться на экспертизу принудительно, относится к ведению процессуального законодательства. Если экспертиза производится в добровольном порядке, то необходимо письменное согласие лица подвергнуться ей; если лицо, не достигло 16 лет или оно признано судом недееспособными, письменное согласие дает его законный представитель (ст. 28 Закона).

В случае возникновения при назначении или производстве судебно-медицинской либо судебно-психиатрической экспертизы необходимости стационарного обследования лица оно помещается в соответствующий медицинский стационар на основании постановления или определения о назначении судебной экспертизы, при этом, если подозреваемый или обвиняемый, не содержится под стражей, он помещается в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на основании судебного решения (ст. 29 Закона).

Если лицо содержится под стражей, оно помещается для производства судебной экспертизы в медицинские стационары, специально приспособленные для содержания в них указанных лиц. Для производства судебно-психиатрической экспертизы лицо помещается в психиатрический стационар или судебно-психиатрический экспертный стационар только на основании определения суда или постановления судьи. Судебно-психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены для помещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или для помещения в них лиц, содержащихся под стражей (ст. 29 Закона).

На органе или лице, назначившего судебную экспертизу и поместившего лицо в медицинский стационар в принудительном порядке, лежит обязанность в течение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи, родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствии таковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительства указанного лица.

Законом строго регулируется вопрос о сроках нахождения в медицинском стационаре, так лицо может быть помещено в медицинский стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы на срок до 30 дней (ст. 30 Закона). Если этого срока недостаточно, этот срок по мотивированному ходатайству эксперта или комиссии экспертов может быть продлен постановлением судьи районного суда по месту нахождения указанного стационара еще на 30 дней. Ходатайство эксперта или комиссии экспертов о продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре должно быть представлено в районный суд по месту нахождения указанного стационара не позднее, чем за три дня до истечения 30-дневного срока. В течение трех дней со дня получения ходатайства судья рассматривает его и принимает решение об его удовлетворении либо отклонении, о чем уведомляет эксперта или комиссию экспертов. В случае отказа судьи в продлении срока пребывания лица в медицинском стационаре оно должно быть выписано из него. В исключительных случаях в том же порядке возможно повторное продление срока пребывания лица в медицинском стационаре. При этом общий срок пребывания лица в указанном стационаре при производстве одной судебной экспертизы не может превышать 90 дней. Нарушение сроков пребывания лица в медицинском стационаре, установленных настоящей статьей, может быть обжаловано лицом, его защитником, законным представителем или иными представителями, допущенными к участию в деле, а также руководителем медицинского стационара в порядке, предусмотренном ст.ст. 123-125 УПК РФ (прокурору или в суд).

Существует два типа психиатрических стационаров, специально предназначенных для производства судебных экспертиз. Первые - только для лиц, содержащихся под стражей, вторые - для прочих лиц. Лица, не содержащиеся под стражей, могут находиться во время экспертизы в обычных (не экспертных) психиатрических стационарах при условии, что это существенно не затрудняет производство экспертизы.

При производстве экспертизы запрещаются (ст. 31 Закона):

1) незаконные способы получения от лица, подвергнутого экспертизе, каких-либо сведений (путем обмана, угроз и пр.);

2) все медицинские испытания и биомедицинские эксперименты;

3) методы исследования, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье;

4) методы оперативного вмешательства и другие, запрещенные законом к применению в практике здравоохранения.

Лицо, в отношении которого производится экспертиза, должно быть информировано о применяемых методах исследования, включая альтернативные, возможных болевых ощущениях и побочных явлениях.

В ходе производства предварительного расследования в случаях, когда для проведения каких-либо исследований, результаты которых имеют значение по уголовному делу, необходимы специальные познания в различных отраслях науки, техники, искусства и др., – назначается экспертиза, которая производится государственными судебными экспертами либо иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

В стадии предварительного расследования экспертизы производятся по постановлению следователя, лица, производящего дознание. При рассмотрении дела в суде экспертиза производится по постановлению судьи, либо по определению суда.

При возникновении необходимости производства судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность (ст. 199 УПК).

По общему правилу вопрос о необходимости проведения экспертизы решает следователь, однако, ст. 196 УПК РФ предусматривает случаи обязательного назначения экспертизы, если необходимо установить:

1) причины смерти;

2) характер и степень причиненного вреда здоровью;

3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение по поводу его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

4) психическое или физическое состояние потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5) возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы о возрасте отсутствуют или вызывают сомнение.

Следователь, в производстве которого находится уголовное дело, по которому производится экспертиза, вправе присутствовать при ее производстве, получая необходимые объяснения эксперта. Факт присутствия следователя эксперт указывает в своем заключении. При вынесении постановления о назначении производства экспертизы следователь самостоятельно формулирует вопросы, которые необходимо разрешить эксперту. От правильности постановки вопросов иногда могут зависеть выводы эксперта, поэтому в случае необходимости следователь может проконсультироваться о формулировке поставленных вопросов у специалиста.

При назначении (т.е. еще до начала производства экспертных исследований) и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе (ст. 198 УПК РФ):

1) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;

2) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

3) ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных им лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;

4) ходатайствовать о внесении дополнительных вопросов эксперту в постановление о назначении судебной экспертизы;

5) присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;

6) знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также протоколом допроса эксперта (схема 29).

Ознакомление с постановлением о назначении экспертизы подозреваемого, обвиняемого и их защитника до начала производства экспертных исследований направлено на обеспечение возможности, указанными лицами осуществить свою защиту, подготовить собственные вопросы, заявить ходатайство об исключении из постановления каких-либо вопросов следователя, заявить отвод эксперту и т.п. Данное правило также направлено на обеспечение состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.

Закон предусматривает, что руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы уголовного дела, представленные для ее производства, если: 1) в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности; 2) нет специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат (ст. 199 УПК).

Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, следователь вручает постановление о назначении судебной экспертизы и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность.

Эксперт имеет право возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или, если он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.

Если в заключении эксперта будут какие-либо неясности, либо по мнению участников уголовного процесса оно выполнено не полно, а также если возникли новые вопросы в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела может быть назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой поручается тому же или другому эксперту.

В том случае, когда возникли сомнения в обоснованности заключения эксперта или существуют противоречия в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой всегда поручается другому эксперту (ст. 207 УПК).

Судебная экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной (например, биохимическая).

В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за них ответственность.


6405126601001647.html
6405195987700973.html
6405273213031330.html
6405386369328376.html
6405454788278155.html