Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы - страница 2

Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы - страница 2


Второй тип интерпретаций Колесниц, характерный для "школы че­тырёх Колесниц", базировался на специфически китайском толкова­нии Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. В Китае идея всеоб­щности спасения трактовалась в ином ключе, чем в Индии. Достиже­ние состояния будды возможно через Одну Колесницу Будды, которая, однако, не тождественна ни трём Колесницам (как это понимали представители первого направления "школы трёх Колесниц"(, ни Ко­леснице бодхисаттв (как полагали сторонники второго направления "школы трёх Колесниц"(. Таким образом, "большая повозка, [зап­ряжённая] белым быком" представляет собой нечто другое.

Приведённые ниже слова Будды из гл. II Лотосовой сутры Кура­маджива перевёл так: "Шарипура! Татхагата проповедует ради живых существ посредством Одной Колесницы Будды. Нет других Колесниц, ни двух, ни трёх" (41). Комментаторы из "школы четырёх Колесниц" толковали данную фразу в том смысле, что ни одна из трёх Колес­ниц не существует сама по себе. Они, выражаясь современным язы­ком, компоненты Одной Колесницы Будды, каждая из которых выпол­няет роль "уловки". Одна Колесница как бы вбирает в себя, синте­зирует все остальные пути спасения. А поскольку три Колесницы части целого, то каким бы путём ни шёл человек к совершенному просветлению (а идёт он путём, каким способен идти), обязательно его обретёт. Таким образом, данное толкование противостоит толко­ванию второй группы интерпретаторов из "школы трёх Колесниц" и весьма отличается от трактовки Колесниц первой группой из этой школы.

Учение о четырёх Колесницах достаточно отчётливо выражено уже в "Записках о смысле Сутры о Цветке Дхармы" (кит. "Фахуацзин и цзи") Фаюня (467 - 529), влиятельного буддийского священнослужи­теля, получившего в 525 г. от императора высший духовный сан. Правда, рассуждения Фаюня не свободны от влияния "школы трёх Ко­лесниц". С одной стороны, он признает, что Одна Колесница отли­чается от трёх повозок, но, с другой, как средство спасения тож­дественна Колеснице бодхисаттв. Таким образом, выделение Фаюнем четвёртой Колесницы несколько искусственно, а "пути" "слушающих голос" и "самостоятельно [идущих] к просветлению" оказываются в известной мере неполноценными.

Концепцию четырёх Колесниц развил и систематизировал Чжии. Патриарх школы Тяньтай был последовательным сторонником доктрины о всеобщности спасения. Вопрос о трёх Колесницах и Одной Колесни­це как их синтезе Чжии рассмотрел в трактате "Фразы Сутры о Цвет­ке Лотоса Чудесной Дхармы". Смысл толкования Чжии притчи о спасе­нии детей из горящего дома сводился к доказательству невозможнос­ти достижения состояния будды с помощью только какой-нибудь од­ной из трёх Колесниц. Следование им является ступенями восхожде­ния к обретению совешенного просветления, и только Одна Колесни­ца Будды, воплощением которой является Сутра о Цветке Лотоса Чу­десной Дхармы, приведёт к желаемой цели. Другими словами, строит­ся субординация "истин буддийского учения и "путей" спасения: со­вершенная "истина" и совершенный "путь", символизируемый Одной Колесницей Будды, являются синтезом на новом качественном уровне, а отнюдь не отрицанием, частных "истин" и "путей", выражаемых тремя Колесницами. Подобное толкование характерно и для Фацзана (643 - 712), третьего патриарха школы Хуаянь (Кэгон) (42).

В конечном счёте, классичекие интерпретации Колесниц сводят­ся к трём толкованиям сущности Одной Колесницы: [1] "тождествен­ная [трём] одна (кит. тунъи, яп. доити); [2] "отдельная одна" (кит. данъи, яп. танъити); [3] "объединяющая [три] одна" (кит. цзяои, яп. тоити). Следует подчеркнуть, что хотя рассуждения о Колесницах базируются на второй и третьей главах Сутры, т.е. на "вступительных проповедях", её истинное значение в полной мере выявляется с учётом "основных проповедей": живые существа не вой­дут в хинаянистскую нирвану, т.е. в "исчезновение", как "истори­ческий" Будда Шакьямуни, а обретут все качества, присущие "вечно­му" Будде.

В дальневосточной комментаторской традиции, начиная с монаха Даоаня (314 - 385), переводчика и комментатора буддийских сутр, принято делить буддийские сутры на три функциональные части - "вводная часть" (кит. сюйфэнь, яп. дзёбун), "часть, [раскрываю­щая] истинную суть" (кит. чженцзунфэнь, яп. сёсюбун) и "часть для распространения" (кит. люйтунфэнь, яп. руцубун или рудзубун). Первая представляет собой экспозицию предстоящего действа (в ка­ком месте будут проводиться проповеди, кто на них будет присут­ствовать и т.д.), проповеди Шакьямуни или какого-нибудь другого будды) составляют "часть, [раскрывающую] истинную суть", в "час­ти для распространения" повторяются - в виде тезисов или иноска­зательно - важнейшие положения, запечатлённые во второй части, для передачи их последующим поколениям. Композиция сутр чаще все­го не соответствует трёхчастной схеме, и деление текста на части диктовалось прежде всего принадлежностью комментатора к опреде­ленной буддийской школе, поэтому известные в буддийском мире сут­ры могут иметь несколько таких делений.

Первым разделил Лотосовую сутру на три функциональные части ученик Кумарадживы Даошен (ум. в 434 г.) в своих "Толкованиях Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" (кит. "Мяофа ляньхуа цзин су"). "Вводную часть" по его классификации, составляют первые тринадцать глав (до главы "Увещевание держаться [твёрдо]" (43)), т.е. "вступительные проповеди". Они , согласно Даошэну, являются "вводными" в буквальном смысле, поскольку подводят к "сути" - от­крытию истинной "природы" Будды (главы XIV - XXI). Последние шесть глав, в которых говорится о деяниях по распространению уче­ния Лотосовой сутры - "часть для распространения".

Следующее деление Лотосовой сутры на части сделал Фаюнь в "Записках о смысле Цветка Дхармы" (кит. "Фахуа и цзи"). "Вводной частью" Сутры является гл. I "Вступление". "Часть, [раскрывающая] суть" - с гл. II "Уловка" до середины главы XVI "Различение доб­родетелей" (44) включительно. Эта часть, в свою очередь, делится на две половины (первая - с гл. II до гл. XIV "Выпрыгнувшие из под земли" включительно, вторая - главы XV - XVI). Сначала Будда открывает Одну Колесницу, а затем и свою истинную "природу". Пос­ледние одиннадцать с половиной глав - " часть для распростране­ния".

Наиболее авторитетной считается классификация частей Сутры, сделанная Чжии во "Фразах Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы", которую уточнил Мяолэ (711 - 782), шестой патриарх школы Тяньтай, в "Записках о "Фразах Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" (кит. "Мяофа ляньхуа цзин цзи"). От неё отталкивались практичес­ки все последующие деления Лотосовой сутры на функциональные час­ти.

Тяньтайское деление Сутры на части многоступенчато. Прежде всего предлагается общая классификация её глав, которая соответ­ствует классификации Фаюня. Вторая ступень - деление на три фун­кциональные части "вступительных" и "основных" проповедей.

^ "ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПРОПОВЕДИ"

"Вводная часть" - гл. I "Вступление". В ней представлена эк­спозиция намечающегося действа - проповедей Будды Шакьямуни "ве­ликому собранию" слушателей.

"Часть, [раскрывающая] истинную суть" - гл. II "Уловка" - гл. IX "Вручение предсказаний находившимся на обучении и не находив­шимся на обучении" (45). В ней Будда "открывает три и выявляет одну", т.е. рассуждает о Колесницах шраваков, пратьекабудд, бод­хисаттв и заявляет в конечном счёте о существовании только Одной Колесницы Будды, причём "открывание" и "выявление" происходит в два этапа: сначала "краткое" (гл. II), затем "расширенное" (гл. III "Сравнение" - гл. IX), которое включает "проповедь Дхармы" (вторая половина гл. II - первая половина гл. III), "приведение сравнений" (вторая половина гл. III - гл. VI "Вручение предсказа­ний"). "Возвещение предопределённой судьбы" (гл. VII "Сравнение с призрачным городом" - гл. IX). В свою очередь, каждый тип "расши­ренного открывания трёх - выявления одной" осуществляется посред­ством [1] проповеди истинного; [2] объяснения; [3] повествования; [4] вручения предсказаний.

В "проповеди Дхармы" проповедь истинного заключена во второй половине гл. II; объяснение, "вручение предсказаний" в первой по­ловине гл. III.

В "приведении сравнений" проповедь истинного - во второй по­ловине гл. III; объяснение - в гл. IV "Вера и понимание"; повес­твование - в гл. V " Сравнение с целебными травами"; вручение предсказаний - в гл. VI.

В "возвещении предопределённой судьбы" проповедь истинного - в гл. VII; объяснение - в гл. VIII "Пятьсот учеников получают предсказания"; вручение предсказаний - в гл. IX.

"Часть для распространения" - гл. Х "Учитель Дхармы" - гл. ХIII "Увещевание держаться [твёрдо]" - предполагает распростране­ние среди живых существ четырёх выводов из "вступительных пропо­ведей" Будды Шакьямуни, о чём говорится в соответствующих её гла­вах: [1] обретение добродетелей (благ) (46) и глубокого счастья", а также стремление распространять Сутру (гл. Х - гл. ХI "Видение Драгоценной Ступы"); [2] возрождение в лучшем, чем нынешнее, сос­тоянии и получение благ благодаря получению "свидетельства" со стороны Будды Шакьямуни. (гл. XII "Девадатта"); [3] стремление "защищать" Лотосовую сутру и распространять её как в этом, так и в других мирах (гл. XIII); [4] пробуждение мыслей о просветлении и избавление благодаря этому от "загрязнений" и страданий (гл. XIII).

^ "ОСНОВНЫЕ ПРОПОВЕДИ"

"Вводная часть" - первая половина гл. XV "Выпрыгнувшие из-под земли". Экспозицией предстоящему действу является появление из-под земли "неисчислимых тысяч, десятков тысяч, коти бодхисат­тв-махасаттв," вызывающих изумление "великого собрания".

"Часть, [раскрывающая] истинную суть" - вторая половина гл. XV - первая половина гл. XVII "Различение добродетелей". В этой части Будда Шакьямуни возвещает о своём бессмертии или, говоря словами Чжии, "открывается близкое и выявляется далёкое", причём, как и во "вступительных проповедях", "открывание" и "выявление" осуществляется в два этапа: сначала "краткое" (вторая половина гл. XV) и потом "расширенное" (гл. XVI "[Продолжительность] жиз­ни Татхагаты" - первая половина гл. XVII "Различение добродете­лей"), которое проводится тремя способами:

1) "Истинное открывание близкого и выявление далёкого" (гл. XVI) - возвещение о бессмертии Будды Шакьямуни без всяких утаива­ний и оговорок.

2) Общее для всех "вручение предсказаний" уже не "историчес­ким" Буддой Шакьямуни, а вечным Буддой.

3) Общее для всех "объяснение" сказанного (первая половина гл. XVII).

"Часть для распространения" - вторая половина гл. XVII - гл. XXVIII "Воодушевление бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость". Выде­ляется два вида распространения: [1] распространение добродете­лей (благ), обретаемых живыми существами благодаря Лотосовой сут­ре (вторая половина гл. XVII - гл. ХХ "Бодхисаттва Никогда Не Презирающий"); [2] распространение Лотосовой сутры возложенное Буддой на бодхисаттв (гл. ХХI "Божественные силы Татхагаты" - гл. ХХVIII).

Добродетели, приобретённые живыми существами благодаря Лото­совой сутре и предназначенные для распространения, делятся на три типа:

1) Добродетели, обусловливающие совершение первого из пяти сакральных деяний "подвижника Лотосовой сутры", выделенных Чжии (47) во "Фразах Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы", (вторая половина гл. XVII - гл. XVIII "Блага, [обретённые] за следование с радостью".

2) Блага, обретённые в результате совершения первого сак­рального деяния (гл. XIX "Блага, [обретённые] Учителем Дхармы").

3) "счастье, [обретаемое] верой в [постижение учения, запе­чатлённого в Лотосовой сутре,] клевещущими и грешащими" (гл. ХХ).

Распространение Лотосовой сутры бодхисаттвами также подразде­ляется на три типа:

1) Возложение "бремени распространения" Лотосовой сутры на бодхисаттву Высшие Деяния, руководителя одной из четырёх групп "бодхисаттв, выпрыгнувших из-под земли" (так наз. "особое возло­жение бремени") и на бодхисаттв-махасаттв (48) (так наз. "всеоб­щее возложение бремени") (гл. XXI - гл. XXII "Возложение бремени").

2) Распространение Лотосовой сутры и "обращение" живых су­ществ в учение, запечатлённое в Лотосовой сутре, посредством [1] "трудных деяний" (например, сжиганием своего тела) (гл. XXIII "Прежние деяния бодхисаттвы Царь Врачевания"), [2] вступления в самадхи (49) (гл. XXIV "Бодхисаттва Чудесный Звук" - гл. XXV "[Открытые] для всех врата бодхисаттвы Постигающий Звуки Мира"), [3] сакральных слов дхарани (50) (гл. XVI "Дхарани") и [4] обе­тов (гл. XXVII "Прежние деяния царя Чудесно И Величественно Укра­шенный").

3) Распространение Лотосовой сутры бодхисаттвами посредством их "самостоятельных деяний", т.е. замышляемых и осуществляемых ими самими.

Третья ступень деления Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы

- членение на тематические разделы каждой из 28 глав, т.е. Чжии во "Фразах Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" детально струк­турировал текст Сутры (51). Ниже в качестве примера дается тяньтайское деление на функциональные части двух глав - второй и шестнадцатой, которые имели принципиальное значение для разработ­ки доктринального комплекса школы Тяньтай, фундаментальные поло­жения которого (прежде всего вся "метафизика") без ревизии вошли в доктринальные комплексы нитирэнистских школ.

Гл. II "Уловка"

Данная глава определяется как "Часть, [раскрывающая] истин­ную суть "вступительных проповедей" и, в свою очередь, как и "вступительные проповеди", делится на два раздела:

1) "Краткое открывание трёх - выявление одной" (52).

2) "Расширенное открывание трёх - выявление одной" (53).

"Краткое открывание трёх - выявление одной"

В этом разделе Чжии выделил три части:

1) Проза, которая разделяется на две части:

[1] Слова Будды и восхищение двумя мудростями будд ("вре­менной" и "истинной"). Сначала восхищение "временной" и "истин­ной" мудростями будд, которое заключается в (а) восхищении двумя мудростями будд - "истинной" и "временной", (б) интерпретации двух мудростей будд - "истинной" и "временной" (54) и (в) усвое­нии двух мудростей ("истинной" и "временной") (55). Затем восхи­щение двумя мудростями Будды Шакьямуни - "временной" и "истинной", которое, как и в предыдущем случае, состоит в (а) в восхищении двумя мудростями Шакьямуни - "истинной" и "временной", (б) интерпретации этих двух мудростей, (в) их усвоении (56).

[2] "Прерывание слов" Будды и восхищение двумя мудростями Будды. Сначала "прерывание" слов и разъяснение причин восхище­ния (57). Затем восхищение "истинным прерыванием слов" Будды, ко­торое толкуется как (а) "истинное восхищение прерыванием слов", определяемое как "первое запрещение [спрашивать]", (б) отсут­ствие необходимости что-либо говорить, так как лучший из людей (т.е. Будда Шакьямуни) (58) обрел две мудрости и также (в) невоз­можность что-либо сказать, так как учение о десяти "так есть" (59), т.е. об "истинном знаке всех дхарм" (60), "исключительно глубоко" (61).

2) Гатха, которая также разделяется на три части:

[1] "Восхищение сказанным" Буддой (62).

[2] "Восхищение прерыванием слов", которое Чжии интепрети­рует как (а) "прерывание слов" относительно "истинного знака всех дхарм"; (б) незнание никем, за исключением Будды - ни обыкновен­ными людьми (которые и не способны узнать), ни "слушающими голос", ни "самостоятельно [идущими] к просветлению", ни бодхи­саттвами, даже находящимися на достаточно высоких ступенях прод­вижения к наивысшему просветлению - этого "истинного знака"; (в) возвещение, что это знает Будда Шакьямуни и все другие будды (63).

[3] Повод для зарождения сомнения у слушающих, который дает Будда при "истинном открывании трех - выявлении одной". Это происходит (а) когда Шакьямуни говорит, что будды "выявляют ис­тинное"; (б) когда Шакьямуни повествует о трех Колесницах (64).

3) Появление сомнений и просьба их прояснить. Здесь Чжии вы­деляет два раздела.

[1] "Изложение сомнений": (а) признание слушающих в своих сомнениях и (б) "истинное изложение сомнений, возникших в их мыс­лях" относительно двух мудростей будд и в отношении того, что они действительно обрели (65).

[2] "Истинная просьба о разрешении [сомнений]". Сначала излагается "первая просьба", которая заключается в желании прояс­нить сомнения относительно (а) "истинной" мудрости и (б) "времен­ной" мудрости будд; прояснить (в) сомнения трех "колесниц" и че­тырех групп (66), (г) сомнения Шарипутры (67) в отношении самого себя, (д) сомнения в отношении бодхисаттв и (е) сомнения, касаю­щиеся других существ, пребывавших на "великом собрании" (богов, драконов и др.) (68). Затем следует "второе запрещение [спраши­вать]" и далее - "вторая просьба", "третье запрещение [спраши­вать]" и "третья просьба" (69).

"Расширенное открывание трёх - выявление одной"

Данный раздел, который определяется как "проповедь Дхармы: первая ступень проповеди истинного", Чжии по формальному призна­ку делит на две части - прозу и гатху, для которых характерно очень дробное деление на подразделы.

Проза

В этой части Чжии выделяет пять основных подразделов:

1) Согласие Будды ответить на просьбы (70).

2) Уход с "великого собрания" слушающих проповеди Будды Шакьямуни представителей четырех групп, отличавшихся надменнос­тью (71).

3) "Искреннее и доброе слушание" Дхармы (72).

4) Обещание постичь суть проповедуемого Буддой (73).

5) "Проповеди истинного": пять видов проповедей будд.

[1] Общие проповеди всех будд, которые (а) восхищают тем, что редки, (б) говорят о том, что будды проповедуют не пустое и (в) открывают "уловку" (что следует понимать как "открывание трех [Колесниц] - открывание "временной" [мудрости]"). Последнее осу­ществляется в три этапа: "открывание уловки", "толкование уловки" и, наконец, "усвоение уловки". Далее следуют "указание [на то, что] истинное", что трактуется как "выявление Одной [Колесницы] - выявление истинного", что включает, с одной стороны, "правильное толкование", т.е. (а) "прояснение принципа одного [Великого Дела]" (74) - "знак" истинного смысла выхода Будды в мир, понима­ние истинного смысла выхода Будды в мир, усвоение истинного смыс­ла выхода Будды в мир; (б) "прояснение [того, какие] люди [связа­ны] с одним [Великим Делом]"; (в) "прояснение деяний, [связанных] с одним [Великим Делом]"; (г) "прояснение учения об одном [Вели­ком Деле], и, с другой стороны, "общее усвоение" сказанного выше (75).

[2] Проповеди будд прошлого (76).

[3] Проповеди будд будущего (77).

[4] Проповеди будд настоящего (78).

[5] Проповеди Будды Шакьямуни, которые проводятся в пять этапов: (а) "открывание временного"; (б) "выявление истинного"; (в) "называние пяти "замутнений" и толкование "уловки", что вклю­чает в себя "проповедь об изначальной Одной Колеснице" и "указа­ние на три Колесницы" в связи с пятью "замутнениями"; (г) разде­ление учеников на настоящих и "показных" (те, кто не слышал про­поведи и не знает учение об Одной Колеснице - "ненастоящие учени­ки", и те, кто слышал проповеди, но не верит и не воспринимает - ученики, "переполненные самодовольством") и побуждение их к вере в то, что проповедует Шакьямуни, а также указание на "исключи­тельный случай" и устранение сомнений; (д) побуждение слушающих к вере, поскольку Будда не говорит пустое (79).

Гатха

В гатхе выделяется две части:

1) Приглашение слушать проповедь (80).

2) "Проповеди истинного": пять видов проповедей будд:

[1] "Общие проповеди всех будд", которые (а) "открывают временное", (б) "выявляют истинное", что предполагает прояснение "принципа одного [Великого Дела]", какие "люди [связаны] с одним [Великим Делом]", "учения об одном [Великом Деле]" и "деяния, [связанные] с одним [Великим Делом]", (в) "побуждают к вере", рассказывая о "плоде Будды" и его "высших добродетелях" ("внут­ренних духовных добродетелях Будды" и "внешних добродетелях Буд­ды", выраженных в знаках на его теле), а также об обете, что все живые существа станут буддами (об обете, данном в давние времена и выполнении этого обета), (г) "проясняют пять "замутнений" с по­мощью проповеди малой Колесницы, которые проводятся в пять эта­пов: называние пяти "замутнений" вообще, называние пяти "замутне­ний" по отдельности ("замутнение" живых существ, "замутнение" жизни, "замутнение" видения, "замутнение" заблуждениями, "замут­нение" кальпы (81)), установление пяти "замутнений" и проповедь малой Колесницы, окончание проповеди малой Колесницы и переход к Великой Колеснице, (д) возвещение, что то, что проповедует Будда абсолютно истинное, а не пустое (82).

[2] Проповеди будд прошлого, которые (а) "открывают три [Колесницы]" и (б) "выявляют Одну [Колесницу]". В последнем слу­чае сначала следует "краткое выявление" людям принципа учения о трех и Одной Колесницах, затем "выявление" прихода к Одной Колес­нице пяти Колесниц (83): сначала следует "общее прояснение", за­тем "прояснение по отдельности" (к Одной Колеснице приходят Ко­лесница бодхисаттв, две Колесницы - "слушающих голос" и "самос­тоятельно [идущих] к просветлению", Колесницы людей и богов) (84).

[3] Проповеди будд будущего, которые (а) "открывают три [Колесницы]" и (б) "выявляют Одну [Колесницу]". В последнем слу­чае "выявляется", кто обретет спасение с помощью Одной Колесницы, какие деяния характеризуют Одну Колесницу, какие учения являются Одной Колесницей, каков "принцип" Одной Колесницы (85).

[4] Проповеди будд настоящего, в которых (а) проясняется смысл выхода будд в мир, (б) "выявляется истинное", (в) "откры­вается временное" (86).

[5] Проповеди Будды Шакьямуни, которые проводятся в два этапа:

А. "Краткое [выявление] "истинного" и "временного".

Б. "Расширенное [выявление] шести значений", что рас­шифровывается как:

I. "Выявление пяти "замутнений".

II. "Открытие "временного", что также проводится в два этапа.

(а) Выясняется, что у слушающих в данный момент пропо­веди отсутствуют способности адекватно воспринимать слова Будды, и это делает невозможным проповедовать Великую Колесницу. После­довательно проясняется, что:

6378256926827822.html
6378366821313306.html
6378492315254163.html
6378560162673241.html
6378617017588938.html