II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В КАЗАХСТАНЕ - 1. Вопросы развития


^ II. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В КАЗАХСТАНЕ


В настоящее время на территории Казахстана создано 6 специальных экономических зон: «Морпорт Актау», «Астана – новый город», «Парк информационных технологий», «Оңтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» и «Бурабай».

Согласно Налоговому Кодексу участники, осуществляющие деятельность, соответствующую целям создания СЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога, корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость при импорте товаров и налога на имущество. Согласно Таможенному Кодексу участники СЭЗ освобождаются от оплаты таможенных пошлин.


^ 1. Вопросы развития СЭЗ в Казахстане обсуждались на конференции в Москве


Недавно в Москве торговое представительство Республики Казахстан в Российской Федерации провело конференцию на тему «Развитие специальных экономических и индустриальных зон в Республике Казахстан». О работе форума специально для журналиста «ОМ» рассказал Ербол Жаксытыков, директор госучреждения «Специальная экономическая зона «Морпорт Актау». КАК известно, в соответствии с задачами, обозначенными Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана, основным приоритетом развития национальной экономики является форсированное индустриально-инновационное развитие, одним из инструментов которого являются специальные экономические зоны.

В работе форума приняли участие представители государственных органов Казахстана и России, главы иностранных торговых представительств, аккредитованные в РФ, специалисты секретариата Таможенного союза, а также руководители казахстанских специальных экономических зон. Кроме того, в работе конференции принимали участие крупные компании российского, белорусского бизнеса, представители Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, руководители специальных экономических зон Казахстана, представители министерств и ведомств РК, Российской Федерации, Республики Беларусь.

В этой конференции от Мангистауской области принимали участие и проводили презентации заместитель акима города Актау Марат Молдагулов, директор ГУ «Дирекция «СЭЗ «Морпорт Актау» Ербол Жаксылыков, начальник областного управления предпринимательства и промышленности Лиза Ульжабаева.

На сегодняшний день в Казахстане созданы и действуют 6 специальных экономических зон. Это «Морпорт Актау» (развитие транспортно-логистических услуг), «Астана — Новый город» (строительство и производство стройматериалов, машиностроение, деревообрабатывающее производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и фармацевтика), Парк информационных технологий под Алматы (IT-бизнес), «Онтустик» в Южно-Казахстанской области (текстильная промышленность), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области (нефтехимическое производство по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуск нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью), «Бурабай» в 200 км от Астаны (туристский кластер). На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны и предусмотрены налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость. Законодательством Республики Казахстан в специальных экономических зонах представляются значительные преференции для участников СЭЗ, в том числе освобождение от уплаты корпоративного налога, налога на имущество и таможенных пошлин, а также земельные участки с готовой материальной инфраструктурой. Как отметила в своем выступлении заместитель торгового представителя РК в РФ Наталья Годунова, Казахстан благодаря своему геополитическому расположению, а также динамике выхода из мирового кризиса сегодня способен предложить иностранным партнерам весьма серьезные возможности для бизнеса. «Близлежащие рынки Казахстана — это порядка миллиарда человек. Это те рынки, на которые можно выходить, имея производство в республике», — сказала она.

«В настоящее время в Казахстане осуществляется программа форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которой планируется реализовать 237 проектов на 50 млрд. долларов США, — подчеркнула Наталья Годунова. — Модернизация экономики на основе инновационного пути служит объединяющим фактором развития международного сотрудничества нашей страны. Особая роль при этом отводится дальнейшему углублению стратегического партнерства с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза».

Во время работы конференции стороны обменялись мнениями о перспективах участия российского бизнеса в казахстанских СЭЗ, возможностях, возникающих в рамках Таможенного союза.

В рамках конференции прошло пленарное заседание, а также заседание секций по каждой специальной экономической зоне. Как отметил Е. Жаксылыков, он представил участникам конференции доклады на темы: «Действующие субъекты и приоритетные виды деятельности СЭЗ «Морпорт Актау», «О введении производства на территории СЭЗ», «О налоговых льготах», «О получении допуска потенциального участника СЭЗ».

По словам Е. Жаксылыкова, в ходе встречи был отмечен определенный интерес российских компаний к СЭЗ «Моропорт Актау». Ими были предложены на рассмотрение проекты в области нефтехимии и развития транспортно-логистических центров.

Отмечу, что специальные экономические зоны — это территория особых привилегий. Ставки налогов в Казахстане самые низкие на пространстве СНГ и намного ниже, чем в развитых странах. Налоговый кодекс, вступивший в силу в 2009 году, как раз и был направлен на то, чтобы привлекать иностранные инвестиции. В целом привлечение инвестиций это ведь вопрос не только налогов, здесь очень много других факторов: правовых, судебных, вопросов прозрачности, развитости инфраструктуры, наличия энергомощностей и т.д.

^ 2. Перспективы СЭЗ в Казахстане.

Одними налоговыми льготами инвесторов не прельстить. Сделать специальные экономические зоны (СЭЗ) самым привлекательным местом для инвесторов намерено Мининдустрии.

Министерство индустрии и торговли предложило расширить действующие меры поддержки для инвесторов в рамках СЭЗ. Какие конкретно это будут меры, пока неизвестно - в МИиТ "&" сообщили, что механизмы поддержки только прорабатываются, после чего предстоит их согласование с налоговыми органами. Ясно только, что расширение мер поддержки повлечет за собой изменения в налоговом законодательстве.

Ставки налогов в Казахстане самые низкие на пространстве СНГ и намного ниже, чем в развитых странах, отметил в беседе с "&" председатель налогового комитета Минфина Даулет Ергожин.

Налоговый кодекс, вступивший в силу в 2009 году, как раз-таки и был направлен на то, чтобы привлекать иностранные инвестиции, поясняет он. "В целом привлечение инвестиций - это ведь вопрос не только налогов, здесь очень много других факторов: правовых, судебных, вопросов прозрачности, развитости инфраструктуры, наличия энергомощностей и т. д. Соответственно, одним Налоговым кодексом здесь не обойтись", - подчеркнул в беседе с "&" г-н Ергожин.

По его данным, несмотря на всю сложность 2009 года, количество налогоплательщиков, зарегистрированных на территории республики, выросло. "С иностранными компаниями, имеющими филиалы на территории Казахстана, ведутся переговоры, с тем, чтобы они зарегистрировались в качестве налогоплательщиков. И сами компании, и их финансовые службы говорят, что для них уже стало выгодно работать здесь и быть налогоплательщиками Казахстана. Поэтому каких-либо оснований для того, чтобы менять кодекс, опять создавать какие-то зоны, где можно чего-то не платить, я не вижу", - заявил г-н Ергожин.

Тем не менее, вступление в силу нового кодекса в какой-то степени отпугнуло инвесторов. Льгота по НДС в СЭЗ была упразднена, что, конечно, мало обрадовало инвесторов, вспоминает в разговоре с "&" директор ГУ "Дирекция СЭЗ "Oнтустик" Бахит Мауленов. "На территории СЭЗ стала действовать общепринятая в Казахстане ставка НДС в 12%. Это привело к удорожанию проектов, которые реализовывали в СЭЗ, что, понятно, неминуемо должно было отразиться на кошельке инвестора. Это, конечно, не так страшно, но нестабильность для инвесторов не самый привлекательный момент", - корректно выразился г-н Мауленов.

СЭЗ - это та рыночная форма, которая себя очень хорошо зарекомендовала во многих странах, например в Китае, полагает глава Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец. "Если инвесторы будут знать, что 5-7 лет не будут платить налог на землю, налог на имущество, корпоративный подоходный налог, то они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах, где есть налогообложение", - пояснил он "&" свою точку зрения.

По мнению г-на Мауленова, от СЭЗ нельзя ждать быстрых результатов. "Например, развитие нашей зоны разбито на три этапа. С 2007-го по 2009 год запланировано строительство инфраструктуры - инженерных сетей, всех коммуникаций и т. д., с 2010-го - заполнение территории инвестпроектами, и только после 2013-го производства должны будут выпускать продукцию и выходить на мировые рынки. Поэтому рано говорить о провале СЭЗ", - считает он.

Если инвесторы будут знать, что 5-7 лет не будут платить налог на землю, налог на имущество, корпоративный подоходный налог, то они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно

По мнению экономиста Каната Берентаева, в Казахстане уже прошло то время, когда в каждой области создавались СЭЗ, но больших результатов это не приносило. "Все шли туда не столько ради производства, сколько за налоговыми и другими преференциями. Созданию СЭЗ должны предшествовать большая прогнозно-плановая проработка целей и задач и разработка комплексной программы развития зоны. В противном случае ее постигнет участь СЭЗ в Южно-Казахстанской области, которая создавалась для формирования хлопкового кластера, - размышляет экономист в беседе с "&". - С момента создания СЭЗ прошло уже лет пять, а там есть всего лишь два-три проекта, а "подселять" к ним инвестпроекты других отраслей нельзя, так как там должно быть только текстильное направление".

Серьезного инвестора привлекает уверенность в завтрашнем дне, в наличии перспективы дальнейшего развития, считает г-н Берентаев, и одними льготами инвестиционный климат не улучшить.

Эксперты полагают, что нужно найти баланс между национальными интересами и интересами инвесторов в вопросе предоставления последним различных льгот.


1. Текущее состояние СЭЗ, ИЗ

Всего в Казахстане создано 6 СЭЗ, которые условно можно разделить на группы: 1) промышленно-производственные зоны - "Морпорт Актау", "Оѕтїстік", "Национальный индустриальный нефтехимический технопарк" и "Астана - новый город" в части индустриальной субзоны (ИЗ г. Астаны); 2) сервисные - "Бурабай" и "Астана - новый город" в части строительной субзоны; 3) технико-внедренческая зона - "Парк информационных технологий". Кроме того, созданы 2 ИЗ в городах Астане и Караганде, при этом ИЗ г. Астаны включена в состав СЭЗ "Астана - новый город".

Мировой опыт свидетельствует о том, что создание СЭЗ и ИЗ является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Инвестиционная привлекательность казахстанских СЭЗ и ИЗ в настоящее время недостаточно высока, так как условия их функционирования не вполне ориентированы на реальные потребности и интересы инвесторов.

2. Текущее состояние ГЧП

В Казахстане в условиях роста потребности общества в объектах инфраструктуры и качественного предоставления ими услуг, увеличения морального и физического износа основных средств и отсутствия у государства достаточных финансовых ресурсов на обновление и создание объектов инфраструктуры, использование механизмов ГЧП может обеспечить выполнение задач в отраслях традиционной ответственности государства, позволит реализовать и развивать потенциал частных инвесторов и привлечь средства институциональных инвесторов.

Опыт реализации первых концессионных проектов в Казахстане свидетельствует о возможности привлечения значительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры посредством использования механизма ГЧП.

Несмотря на наличие опыта реализации концессионных проектов необходимо работу по:

  1. привлечению частных инвестиций в отрасли традиционной ответственности государства;

  2. созданию благоприятных условий для инвесторов и кредиторов при инвестировании в капиталоемкие объекты (инфраструктурные, энергетические и др.);

  3. внедрению эффективных методов управления объектами государственной собственности жилищно-коммунальной сферы путем привлечения частного капитала.

Основные задачи

      Создание привлекательных условий для прямых инвестиций в несырьевые экспортоориентированные и высокотехнологичные производства, а также развитие инфраструктуры.


Целевые индикаторы

  1. Количество привлеченных целевых инвесторов из списка компаний, включенных в Global-2000: 2010 - 2, 2011 - 3, 2012 - 4, 2013 - 4, 2014 - 5.

  2. 2. Заключение соглашений с иностранными государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций. 2010 - 2, 2011 - 2, 2012 - 2, 2013 - 2, 2014 - 2.

  3. Достижение показателя Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума: "Влияние правил, регулирующих прямые иностранные инвестиции, на бизнес (101 место)" - 2010 год - 100 место, 2011 - 99, 2012 - 98, 2013 - 97, 2014 - 96. "Прямые иностранные инвестиции и технологии" (104 место) - 2010 год - 103 место, 2011 - 102, 2012 - 101, 2013 - 100, 2014 - 99. Улучшение позиций Казахстана в рейтинге "DoingBusiness" по индикатору "Защита инвесторов". 2010 год - 52 место, 2011 - 51, 2012 - 50, 2013 - 49, 2014 - 48. Индекс Всемирного Банка по страновой конкурентоспособности до 60 места в 2014 году (67 место - 2009 год).

  4. Увеличение количества участников на СЭЗ с - 39 в 2009 году до 159 к 2015 году и на ИЗ до 42 к 2015 году.

  5. Увеличение инвестиций в несырьевое экспортоориентированное и высокотехнологичное производство на территориях СЭЗ до - 1588 млрд.тенге к 2015 году и на территориях ИЗ до - 151 млрд. тенге.

  6. Увеличение объемов производства товаров и услуг (работ) на территориях СЭЗ с 21,9 млрд. тенге в 2009 году до - 718 млрд. тенге к 2015 году, ИЗ до - 719 млрд. тенге к 2015 году, в том числе экспорта продукции не менее 50 % от объема выпускаемой продукции.

  7. Реализация не менее 15 проектов ГЧП в год на общую сумму свыше 900 млрд. тенге к 2015 году.



Стратегия действий

Одним из основных инструментов форсированного индустриально-инновационного развития будет привлечение прямых инвестиций.

Наряду с мерами по созданию общего благоприятного инвестиционного климата будут созданы специальные условия для крупных и транснациональных компаний по реализации проектов на территории Республики Казахстан.

Для этого предполагается создание целостной системы по привлечению прямых инвестиций, которая будет включать как комплекс стимулирующих мер, так и институциональные механизмы работы с иностранными инвесторами.

Предусматривается применение следующих мер по стимулированию инвестиций.

  1. Для инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики:

  2. Для инвестиционных проектов, реализуемых на территориях СЭЗ:

  3. особый порядок налогообложения с учетом лучшей мировой практики. Льготы будут предоставляться предприятиям, отобранным по критериям, определенным настоящей Программой;

  4. По наиболее крупным и приоритетным инвестиционным проектам с участием признанных иностранных инвесторов, транснациональных компаний будут заключаться отдельные инвестиционные соглашения, предусматривающие особые меры государственной поддержки:

Решение по данным мерам поддержки в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься на уровне Правительства.

В целях расширения привлечения инвестиций в несырьевые сектора экономики будут вестись индивидуальные переговоры с каждым крупным потенциальным инвестором.

Реализация индивидуального подхода по привлечению прямых иностранных инвестиций будет включать проведение следующих мероприятий:

Для реализации индивидуального подхода будут усовершенствованы институциональные механизмы взаимодействия с иностранными инвесторами. Предусматривается:

Комиссия будет рассматривать проекты и принимать решения относительно заключения инвестиционных соглашений для предоставления специальных условий для инвесторов при реализации крупных проектов. С отдельными крупными инвесторами в исключительных случаях будут заключаться инвестиционные соглашения для реализации проектов вне территорий СЭЗ, предусматривающие определенный пакет льгот и преференций, в том числе возможность компенсации части инвестиций.

Отбор крупнейших инвестиционных проектов и решение по всем льготам и преференциям в рамках инвестиционных соглашений будут приниматься Правительством Республики Казахстан. Наряду с индивидуальным подходом работы с инвесторами будет продолжена работа по продвижению привлекательного инвестиционного имиджа Казахстана (общий подход), включая:

С целью концентрации усилий на привлечении ПИИ будет систематизирована деятельность казахстанской части межправительственных комиссий, где данные вопросы будут координироваться Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.


Повышение инвестиционной привлекательности СЭЗ и ИЗ.

СЭЗ и ИЗ будут одним из базовых инструментов по привлечению частных инвестиций. Будет снята отраслевая привязка специальных экономических зон, основным критерием для компаний станут экспортная направленность производства и производительность труда.

Будет разработан новый закон о СЭЗ, где помимо существующих льгот предполагается:

Будут рассмотрены вопросы расширения сети СЭЗ.

Новые СЭЗ и ИЗ будут создаваться с учетом наличия удобных коммуникаций для доставки сырья и поставок готовой продукции.

По такому принципу в 2011 году будут проработаны вопросы создания новых СЭЗ:


6346312116247493.html
6346357356089593.html
6346598564396805.html
6346659850536834.html
6346891870044014.html