Стратегия развития туризма на территории Тюменской области на период до 2011 года Тюмень - страница 10

3.5. Система мониторинга реализации стратегии развития туризма в Тюменской области
В настоящий момент в РФ сложилось несколько успешных примеров мониторинга и исследований для целей развития туризма.


Первую группу составляют системы мониторинга, основанные на данных государственной статистики. Органы региональной статистики вполне могут обеспечить информацией управление отраслью туризма (мониторинг и исследования для целей отраслевого управления). К недостаткам государственных систем мониторинга можно отнести то, что с их помощью почти невозможно проводить качественные исследования, а также то, что они слабо могут работать в системе «действие – анализ результата», поскольку результативность должна измеряться по критериям, которые заложены при проектировании самого действия. На уровне федеральных статистических служб доминируют подходы, при которых объектами статистического анализа становятся в основном структуры среднего и крупного бизнеса, имеющие численность занятых не менее 50 человек. Фирмы, как и другие многочисленные объекты инфраструктуры туристического рынка, относятся к сфере так называемого малого бизнеса, и практически не заслуживают внимания официальной статистики.


Вторую группу составляют редкие пока в России исследования28, ориентированные на территориальное управление, управление кластером и расчет трат туристов на территории29, мультипликативных и косвенных эффектов, создаваемых туризмом на территории. Для любого региона, стремящегося развивать въездной туризм крайне важно знание особенностей туристов, их впечатлений от посещения туристских центров, наконец, сколько денег они оставляют на территории области. Подобную информацию могут дать только специальные исследования, проведение которых принято во всем мире. Данные исследования всегда сложны и требуют участия социологических институтов. На первом этапе обычно проводятся углубленные интервью со специалистами администраций городов, турфирм и гостиниц, гидами-экскурсоводами и т.д. для того, чтобы получить представления о проблемах туризма в каждом городе, точнее сформулировать вопросы для массового опроса, который осуществляется на втором этапе.


Третью группу составляют исследования для целей развития собственно турбизнеса (например, периодические опросы РСТ).


^ Четвертую группу составляют исследования и мониторинги, проводимые отраслевыми научно-исследовательскими институтами и органами, по отношению к состоянию природных (по методикам ОВОС, ПДИ и т.д.) и культурных объектов (историко-культурная экспертиза и мониторинг, авторский надзор и т.д.), включенных в эксплуатацию в рамках туристской индустрии.


Основным методическим условием исследования туризма является то, что управление данной сферой всегда «укрупненное» (отраслевое и кластерное), а эффекты всегда косвенные и происходят в целом ряде областей.


^ 3.5.1. Методика проведения мониторинга

Методологические основы (система мониторинга реализации стратегии развития туризма в Тюменской области).


Основные методологические принципы:


  1. Программно-целевой подход к управлению реализацией стратегии, обеспечивающий достижение конечных результатов;

  2. Задачи мониторинга (сбора информации) формируются в рамках принятой системы управления и разбиваются на два класса: стандартные и нестандартные;

  3. Структуризация информации для решения стандартных задач статистического наблюдения осуществляется на основе нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), введённого с 2003 г., который близок к статистической классификации видов деятельности Европейского Союза (KDEC/NACE), принятых Госкомстатом десяти основных групп индикаторов развития туризма (Федеральная служба государственной статистики. "Туризм и туристические ресурсы в России. 2004 г.); соответствующих утверждённых форм первичной статистической отчётности и методик их сбора;

  4. Структуризация информации для решения нестандартных задач информационного обеспечения, требования к которым сформулированы в рассматриваемой системе управления реализацией стратегии развития туризма в Тюменской области, осуществляется на основе:





В рамках реализации стратегии предлагается осуществить:



^ 3.5.2. Статистические показатели для целей госуправления развитием туризма Тюменской области

Табл.12. Основные статистические показатели для целей госуправления развитием туризма Тюменской области

^ Группа показателей


Требования к развитию системы показателей


1. Туристские потоки




^ Численность туристов


Расчет данного показателя (через коллективные средства размещения и туристские потоки, формируемые субъектами турбизнеса) осуществляется на основе данных, собираемых областным органом государственной статистики. В настоящий момент структура показателя не детализирована в рамках экономической, социально-демографической и маркетинговой (маркетинг турпродукта и направлений) проекций.

^ Необходима более глубокая детализация показателя. В частности, необходимо введение в инструменты сбора данных (и расчет распределений) следующих показателей:

  • пол (м/ж)

  • возраст (дошкольный, школьный, студенты, 25-30 лет, 30-40 лет, 40-50 лет, более 50 лет)

  • семейное положение

  • профессиональная принадлежность (рабочий, служащий, управленец и др.)

  • сфера деятельности (госслужба, бизнес, НКО, бюджетная сфера, другое)

  • место фактического проживания

  • место начала туристского перемещения

  • направление туристского перемещения (турмаршрут)

  • более детальная система категорий, отражающих цели прибытия





^ 2. Туристские инфраструктуры




Инфраструктурные объекты (количество по видам и собственникам)


Расчет данного показателя осуществляется на основе данных, собираемых областным органом государственной статистики, а также органов ведения и контроля имущества, статистики отраслевых ведомств.

Необходимо включение в этот показатель данных не только о специфически туристских инфраструктурах (коллективных средствах размещения), но и о поддерживающих, сопутствующих инфраструктурах: объектах общественного питания, объектах туристского интереса (культурных ресурсах), средствах транспорта, используемых туристами, специальных сервисах, предоставляющих услуги туристам и экскурсантам.

Данную группу показателей необходимо формировать для получения комплексного показателя инфраструктурного развития (наличия и качества всех элементов «инфраструктурного пакета», необходимого для того или иного вида туризма или туристского цикла, цепочки на той или иной территории)



^ 3. Туристская деятельность




Субъекты деятельности (количество по видам деятельности)


Расчет данного показателя (через деятельность коллективных средств размещения и субъектов турбизнеса) осуществляется на основе данных, собираемых областным органом государственной статистики.

Необходимо включение в расчет показателя количественных и качественных данных по всем субъектам туристского цикла, в частности, услуг питания, транспорта и других туристских сервисов, а также сведений об организациях, осуществляющих рекламные и сопутствующие услуги (например, информационные, страховые) субъектам туристского рынка и туристам. В частности, в группу показателей входят:

  • специализированные выставки, ярмарки

  • статистика перевозок туристов и туристского транспорта.

  • страхование

  • охрана, безопасность в сфере туризма

  • организации досуга и развлечения, включенные в обслуживание туристов





^ 3. Экономические параметры турсектора




Финансовые показатели

Помимо финансовых показателей деятельности субъектов туррынка (выручка, прибыль, задолженность, налоговые отчисления), необходимы качественные обследования предприятий сферы услуг с выделением физических объемов и финансового выражения услуг, предоставляемых туристам. Также необходима статистика по объему и структуре инвестиций в турбизнес и инфраструктурные проекты, имеющие отношение к обслуживанию туристов

Основной метод: экспертный опрос, данные курирующих и контролирующих органов.



^ 4. Социальные эффекты




Занятость населения в туристской индустрии, а также влияние туристской деятельности на население

Помимо расчета занятости населения в турсекторе (через среднесписочную численность) необходимы:

Качественный анализ числа рабочих мест в организациях сферы услуг (питания, сервисов), которые реально включены в конкретные туристские циклы (технологические схемы)

^ Качественный анализ восприятия туристов и туристской деятельности местным населением

Субъективные мнения населения о социальных и других изменениях, формируемых туристкой деятельностью и туристами на территориях




^ 3.5.3. Качественное обследование в сфере въездного туризма для целей расчета экономических и мультипликативных эффектов от туризма

Табл.13. Структурная схема качественного исследования для целей расчета экономических и мультипликативных территориальных эффектов от туризма

^ Цели исследования


Объект исследования

Сформировать социально-демографический портрет туристов



  • Одиночные, массовые и организованные путешествия

  • Тип транспорта туристов

  • Первичное или вторичное посещение

  • Территориальные источники турпотока

  • Основные источники получения информации для туриста

  • Возрастные, половые и социально-демографические структуры турпотоков




Получить оценку привлекательности региона со стороны туристов

Получить оценку туристов уровня сервиса и качества подготовки туристских программ

  • Качественная характеристика впечатления от городов у туристов

  • Негативные реакции

  • Интересы туристов

  • Оценка работы экскурсоводов

  • Оценка сферы услуг, работы магазинов и других сервисов




Оценить финансовые потоки непосредственно от въезжающих туристов.


  • Средние затраты одного туриста во время пребывания на территории и в определенных точках

  • Структура трат туристов на территории (питание, проживание, сувениры, покупки). Половозрастная, демографическая (социологическая), культурная интерпретация структур трат туристов на территории (через опросы)

  • Структура трат иностранных туристов на территории

  • Структура трат по разным типам туризма






^ 3.5.4. Методика сбора данных
Введение нового методического регионального стандарта данных для целей развития туризма требует следующих организационных мер:

    1. развитие существующих инструментов (например, через детализацию показателей уже существующих инструментов) сбора и интерпретации данных региональным органом государственной статистики. Согласование с областным органом государственной статистики введения новых показателей сбора данных (совершенствование инструментов статистического обследования).

    2. создание новых инструментов мониторинга и обследования, которые может осуществлять региональный орган государственной статистики (например, разработка новых форм отчетности, опросных инструментов, специальных анкет и т.д.). Проводится совместно с областным органом государственной статистики.

    3. создание специальных инструментов получения информации для исследований, проводимых другими (научными, образовательными, консультационными и т.д.) организациями. Например, размещение заказа на разработку подобных инструментов и проведение соответствующих опросов в университетских структурах города. К этой группе мер также относятся вопросы поиска и интерпретации данных, например, по непрямым инвестициям в сектор, расчету индексов физических объемов производства и финансовых показателей в сопутствующих и связанных секторах, расчету трат туристов на территориях и т.д.


^ Общие требования к инструментам мониторинга и исследования


Структура инструмента 1 (для коллективных средств размещения)

За основу принимаются данные региональной статистики (Туризм в Тюменской области: Стат.бюллетень.Т.2005.С.6-48), при этом необходимо:



^ Структура инструмента 2 (для субъектов турбизнеса)

Ввести новую форму отчетности, отражающую:



^ Структура инструмента 3 (для организаций – объектов туристского интереса)



^ Структура инструмента 4 (для организаций сопутствующих секторов – организации питания, транспорта и т.д.)




6337141353964295.html
6337239728347613.html
6337299448856024.html
6337388018560888.html
6337503191944871.html